Учебник по геометрии для 7-9 классов, написанный Атанасяном, — это настоящий помощник для школьников и учителей. Он не только помогает разобраться в сложных темах, но и делает процесс изучения интересным и понятным.
Почему этот учебник так ценят:
1. Удобная структура.
Все темы разбиты на логичные и последовательные разделы. Это позволяет легко находить нужный материал и шаг за шагом разбираться в геометрии.
2. Понятный язык.
Объяснения написаны так, чтобы даже сложные вещи стали простыми. Автор старается говорить с учениками на доступном и понятном языке.
3. Задачи для всех.
В учебнике есть задания как для новичков, так и для тех, кто хочет углубиться в тему. Это помогает каждому ученику найти что-то по силам и прокачать свои знания.
4. Наглядность.
Рисунки и схемы делают материал более понятным. Они помогают представить фигуры, их свойства и взаимосвязи.
5. Примеры из жизни.
Многие задачи связаны с реальными ситуациями, что делает геометрию ближе к повседневной жизни. Это не просто теория, а то, что можно применить на практике.
6. Помощь для учителей.
Учебник включает советы и рекомендации, которые помогают преподавателям проводить интересные и продуктивные уроки.
Итог:
Учебник Атанасяна — это не просто книга, а настоящий проводник в мир геометрии. Он помогает не только понять предмет, но и полюбить его. С ним учеба становится проще, интереснее и полезнее.
ГДЗ по Геометрии 9 класс Номер 1219 Атанасян — Подробные Ответы
Докажите, что объём конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту.
Решение
Воспользуемся принципом Кавальери. Рассмотрим конус и пирамиду с площадями оснований \(S\) и высотами \(PH = h\) и \(QO = h\) соответственно, стоящие на одной плоскости \(\alpha\) (рис. 367). Докажем, что объём конуса равен \(\frac{1}{3} Sh\).
Проведём секущую плоскость \(\beta\), параллельную плоскости \(\alpha\) и пересекающую высоты \(PH\) и \(QO\) в точках \(H_1\) и \(O_1\) соответственно. В сечении конуса плоскостью \(\beta\) получится круг радиуса \(H_1A_1\). Треугольники \(PH_1A_1\) и \(PHA\) подобны по двум углам (\(\angle P\) — общий, \(\angle PH_1A_1 = \angle PHA = 90^\circ\), так как в противном случае прямые \(HA\) и \(H_1A_1\), а значит, и плоскости \(\alpha\) и \(\beta\) пересекались бы, что противоречит условию). Поэтому \(
\frac{H_1A_1}{HA} = \frac{PH_1}{PH}
\) откуда \(
H_1A_1 = \frac{PH_1}{PH} \cdot HA
\) и площадь сечения конуса равна \(
\pi(H_1A_1)^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot \pi HA^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot S.
\)
Площадь сечения пирамиды равна
\(
\left(\frac{QO_1}{QO}\right)^2 \cdot S
\)
(см. задачу 1209). По условию \(PH = QO = h\). Интуитивно ясно также, что \(PH_1 = QO_1\) (строгое доказательство этого факта будет дано в курсе стереометрии 10–11 классов). Следовательно, площадь сечения конуса равна площади сечения пирамиды. Поэтому и его объём равен объёму пирамиды, т. е. равен \(\frac{1}{3} Sh\), что и требовалось доказать.
Доказать: объем конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту;
Доказательство:
1) Воспользуемся принципом Кавальери:
Рассмотрим конус и пирамиду с площадями оснований \(S\) и высотами \(PH = h\) и \(QO = h\) соответственно, стоящие на одной плоскости \(\alpha\). Докажем, что объем конуса равен \(\frac{1}{3} Sh\);
2) Проведем секущую плоскость \(\beta\), параллельную плоскости \(\alpha\) и пересекающую высоты \(PH\) и \(PQ\) в точках \(H_1\) и \(O_1\) соответственно;
3) В сечении конуса плоскостью \(\beta\) получится круг радиуса \(H_1A_1\); Треугольники \(PH_1A_1\) и \(PHA\) подобны по двум углам (\(\angle P\) — общий, \(\angle PH_1A_1 = \angle PHA = 90^\circ\)), следовательно: \(
\frac{H_1A_1}{HA} = \frac{PH_1}{PH}
\) откуда \(
H_1A_1 = \frac{PH_1}{PH} \cdot HA
\) и площадь сечения конуса равна:
\(
\pi(H_1A_1)^2 = \pi \left(\frac{PH_1}{PH} \cdot HA\right)^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot \pi HA^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot S
\)
4) Площадь сечения пирамиды равна \(\left(\frac{GO_1}{GO}\right)^2 \cdot S\);
5) Следовательно, площади сечения пирамиды и конуса равны, а значит и объем равен \(\frac{1}{3} Sh\), что и требовалось доказать.
Докажите, что объём конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту.
Решение
Воспользуемся принципом Кавальери. Рассмотрим конус и пирамиду с площадями оснований \(S\) и высотами \(PH = h\) и \(QO = h\) соответственно, стоящие на одной плоскости \(\alpha\). Докажем, что объём конуса равен \(\frac{1}{3} Sh\).
Проведём секущую плоскость \(\beta\), параллельную плоскости \(\alpha\) и пересекающую высоты \(PH\) и \(QO\) в точках \(H_1\) и \(O_1\) соответственно. В сечении конуса плоскостью \(\beta\) получится круг радиуса \(H_1A_1\). Треугольники \(PH_1A_1\) и \(PHA\) подобны по двум углам (\(\angle P\) — общий, \(\angle PH_1A_1 = \angle PHA = 90^\circ\)), следовательно:
\(
\frac{H_1A_1}{HA} = \frac{PH_1}{PH}
\) откуда \(
H_1A_1 = \frac{PH_1}{PH} \cdot HA
\) и площадь сечения конуса равна:
\(
\pi(H_1A_1)^2 = \pi \left(\frac{PH_1}{PH} \cdot HA\right)^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot \pi HA^2 = \left(\frac{PH_1}{PH}\right)^2 \cdot S
\)
Площадь сечения пирамиды равна:
\(
\left(\frac{QO_1}{QO}\right)^2 \cdot S
\)
Теперь, чтобы доказать равенство объёмов, воспользуемся следующим рассуждением. Поскольку площади сечений конуса и пирамиды на любой высоте \(x\) одинаковы, то по принципу Кавальери их объёмы также равны. Для конуса:
\(
V_{\text{конуса}} = \int_0^h \pi \left(\frac{x}{h}\right)^2 \cdot S \, dx
\)
Рассчитаем интеграл:
\(
V_{\text{конуса}} = \pi S \int_0^h \left(\frac{x}{h}\right)^2 \, dx = \pi S \cdot \frac{1}{h^2} \int_0^h x^2 \, dx
\)
Вычислим \(\int_0^h x^2 \, dx\):
\(
\int_0^h x^2 \, dx = \left(\frac{x^3}{3}\right)_0^h = \frac{h^3}{3}
\)
Таким образом:
\(
V_{\text{конуса}} = \pi S \cdot \frac{1}{h^2} \cdot \frac{h^3}{3} = \frac{1}{3} \pi Sh
\)
Следовательно, объём конуса равен \(\frac{1}{3} Sh\), что и требовалось доказать.
Геометрия
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.